loading...
Новости
загрузка...
» » » Игры на развитие фонематического слуха

Игры на развитие фонематического слуха для детей разного возраста

Фонематический слух – это способность воспринимать звуки родного языка, которая предполагает звукоразличение, звуковой анализ речи и точность слухового восприятия. Получается, что для овладения речью нужно развивать фонематический слух: учиться различать звуки, уметь их отделять друг от друга и четко слышать их все.

Лучше всего дети воспринимают такое обучение через игру, а самый подходящий возраст для этого – 4-5 лет. Именно в это время формируется произношение и словарный запас.

Игры на развитие фонематического слуха:

  • Эхо – ребенку объясняют, что это такое, можно посмотреть мультфильм «Сказки старого Эхо». Затем взрослый должен говорить какое-то простое слово или сочетание букв: ау, ма, да, ко, уи, ура, юла и т. д. Ребенок повторяет много раз подряд эти звуки. Потом можно перейти к словам посложнее.
  • Обучающая серия «Семь гномов» - есть пособия от 0 до 1 года и от 1 до 2 лет, там красочное оформление и интересная информация для детей, преподнесенная в доступной для каждого возраста форме. В одной из таких карточек нарисованы картинки и написано одно слово, обозначающее звук, например: зайчик идет – «топ-топ», кран – «буль!», качели – «кач-кач», звуки можно придумывать и самим.

 

  • Попробуйте прислушаться к тишине и услышать отдаленные звуки, которые обычно человек не замечает: тиканье часов, пенье птиц и т. д. Вообще разных пособий много, но многим больше всего нравится серия "Семь гномогв", дети очень их любят, даже подросшие малыши часто пересматривают карточки.
  • Игра на голоса животных: взрослый произносит звуки, которые обычно издают животные, ребенок должен назвать, какое животное загадано.
  • Возьмите предметы из разных материалов: стекло, хрусталь, дерево, пластик, металл и другие. Легонько стучим по каждому из них, чтобы ребенок услышал звуки и запомнил, потом он отворачивается и угадывает, по какому из предметов стучал взрослый.
  • Хлопки. Взрослый ритмично хлопает, ребенок пытается повторить последовательность хлопков и паузы между ними.
  • Жмурки: пусть ребенок закроет глаза и пытается найти взрослого по звуку его голоса. Либо ребенок может сидеть с закрытыми глазами, а взрослый ходит в разные места и звенит колокольчиком, ребенку же нужно показать направление, откуда исходит звук.
  • Взрослый называет короткие слова, начинающиеся на один и тот же звук, и одно лишне слово – на другой звук, ребенок должен определить лишнее слово и назвать его.
  • Если ребенок справился со всеми предыдущими заданиями, попробуйте кое-что посложнее – нужно придумать любое слово, например, «автобус», а ребенок придумывает другое, начинающиеся на последнюю букву этого слова, и так по очереди.
  • Есть различные «пальчиковые» игры, когда взрослый рассказывает стишок, а ребенок под каждую фразу выполняет какое-то движение. Хорошо подходит сюда и известный всем стишок «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».
  • Взрослый говорит скороговорку, а ребенок должен назвать, в каких словах есть определенная буква. (Например, «Шла Саша по шоссе…»). Подойдут детские стишки про животных, если там явно слышится какая-нибудь буква.

Есть множество игр и упражнений для тренировки фонематического слуха у детей, главное – вовремя определить проблему с речью и начать заниматься. Хорошо, если есть возможность водить ребенка к логопеду, но это не исключает занятия с малышом дома, самостоятельно.

Перед школой обязательно посещение логопеда, который поможет выявить нарушения, но лучше, конечно, как можно раньше обратиться к специалисту, если есть какие-то проблемы с речью, чтобы в школе не было трудностей с обучением. Хотя, конечно, в каждой школе обязательно есть свой логопед, который проводит свои тесты с детьми, чтобы выявить тех, кому нужна его помощь, и потом занимается с каждым отдельно.

Видео по теме статьи


загрузка...

Комментарии:

Оставить комментарий