Новости
» » » Таинство венчания: подготовка и как проходит

Таинство венчания: подготовка и как проходит этот обряд в христианской церкви 

В православии брак – это божественное установление. Священное писание рассказывает нам о том, что сразу же после сотворения первого человека Адама, Бог сотворил Еву, которую привел к Адаму и дал им благословление: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…».

Адам пророчески говорит следующие слова: «…оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью». Таким образом, это пророчество исполняется во всей истории человечества.

Действительно, люди разных народов, разных культур создают семьи, и семья является основой общественной жизни человека.

Но история свидетельствует, что брак, созданный Богом, как союз одного мужчины и одной женщины, претерпел множество искажений и изменений. Так, в истории были племена и народы, у которых брачный союз не считался чем-то исключительным, вечным или постоянным.

Есть народы, у которых процветали такие явления, как полиандрия, когда у одной женщины было много мужей или, что более часто встречалось и встречается до сегодняшнего дня, многоженство, когда у одного мужчины существует несколько жен.

Все эти явления или искажения не достояние далекой истории, а реальность сегодняшнего дня. Многие исследователи брака, социологи, говорят, что сегодня появляется много моделей брака: гостевой брак, брак без совместного проживания и так далее.

Все эти модели, которые кардинально отличаются от брака, представленного в Библии, объединяются тем, что у них отсутствуют идеал семейной жизни и, как правило, отсутствует ответственность друг перед другом за семью, а также перед детьми.

И статистика, увы, свидетельствует о крайней непрочности подобных союзов, которые распадаются, как правило, при небольших трудностях.

В связи с этим становится понятным, почему православная церковь, которая признает брак божественным установлением, имеет совершенно особое, прекрасное таинство венчания.

Подготовка к таинству

Брачная жизнь требует, прежде всего, духовного приготовления. Жених и невеста за несколько дней до таинства брака должны приступить к таинствам покаяния и святого причастия. К браку готовят иконы Спасителя и Божьей Матери. Эти иконы брались из домов и передавались от родителей к детям, как величайшие святыни. Теперь, как правило, икона приобретается самими брачующимися.

К венчанию готовят и обручальные кольца. Кольцо – это символ нерасторжимости, неразрушимости брачного союза. Кольцо жениха, по древней традиции, было золотым, а невесты – серебряным. Золотое кольцо своим блеском символизировало Солнце, которому соответствует жених в браке, а кольцо серебряное было символом луны, которому соответствует невеста.

Сейчас, как правило, кольца делаются золотыми. Есть благочестивая традиция, когда на кольце жениха, с обратной стороны, выгравировывается имя невесты и, соответственно, наоборот: на кольце невесты - имя жениха.

Но все же самое главное – это духовная подготовка к таинству брака. Церковь наставляет, чтобы к браку молодые готовились постом, молитвой и таинством покаяния и святого причастия.

Как проходит венчание

  • Обряд обручения

Обряд обручения начинается с того, что жених и невеста приходят в храм. Священник вводит их в притвор. Сам храм напоминает жениху и невесте о том, что то, что сейчас будет происходить, будет происходить перед лицом самого Бога.

Начинается обручение с того, что священник берет венчальные свечи и благословляет жениха, а потом невесту. Затем священник благословляет Бога и произносит мирную ектенью - особую молитву, которая состоит из нескольких прошений.

Священник от лица церкви молится, просит Бога, чтобы Господь подал обручающимся любовь совершенную и мирную, чтобы сохранил их в единомыслии и твердой вере, чтобы благословил их в непорочном жительстве. А также в этой ектенье есть просьба о том, чтобы брак, к которому они готовятся, состоялся.

Ектенья заканчивается возгласом, прославляющим Бога, после которого священник читает молитву об обручающихся жениху и невесте.

После этой молитвы наступает самый важный обряд обручения. Священник поднимается в алтарь, где на престоле находятся обручальные кольца, которые еще перед началом обручения были положены на святой престол. Спускается обратно из алтаря к жениху и невесте и троекратно благословляет сначала жениха, а потом невесту кольцами.

После этого он надевает кольца молодым и троекратно меняет их местами, в знак того, что обручение совершается во славу святой Троицы. После чего священником торжественно читается молитва об обрученных. На этом обряд обручения заканчивается.

  • Венчание

После того, как обряд обручения завершен, священник вводит жениха и невесту в центральную часть храма. Они шествует с зажженными свечами, а хор торжественно поет им песнопение.

После этого жених и невеста встают перед расстеленным белым платом, который символизирует духовную чистоту. А священник задает вопрос жениху, а потом невесте, уточняя их намерения вступить в брак.

После этого жених и невеста вступают на платок, а священник начинает само таинство венчания возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

После этого совершается молитва, мирная ектенья, в которой церковь спрашивает благословление у Бога на рождение и воспитание детей. После ектеньи священник произносит три главных молитвы. После этих молитв наступает самый важный момент таинства венчания. Это возложение венцов на головы жениха и невесты.

Венец – это символ победы, и возлагается он на главы венчающихся по двум причинам. Во-первых, это знак победы их над греховными страстями, знак победы, потому что они выдержали различные искушения и соблазны, сохранили верность друг другу, то есть не осквернили свою любовь, не изменили друг другу и принесли этот дар для благословления Богу.

А во-вторых, эти венцы напоминают о той небесной славе, которой призван каждый христианин. Венцы жениха и невесты отличаются тем, что на венце у жениха центральной иконой является икона Спасителя, а на венце у невесты – икона Божьей Матери.

Священник сначала берет венец жениха, крестообразно благословляет им жениха, а затем невесту. После чего венцы возлагаются на голову жениха и невесты, и священник, поворачиваясь лицом к алтарю, трижды произносит завершительные слова таинства венчания: «Господи Боже Наш, славой и честью венчай их».

После этого считается, что жених и невеста венчаны друг другу.

 

Но таинство венчания продолжается. Теперь особо торжественно читается и величественно поется прокимен, то есть неоднократно повторяемая песнь. После весь храм поет молитву «Отче наш», в том числе и ново венчанные.

По окончании молитвы священник читает молитву на благословление чаши общения. Это чаша вина, которая подается брачующимся в знак того, что теперь в браке у них все должно быть общее.

После того, как молодые испили от чаши, священник соединяет их руки, возлагает на них епитрахиль, свою руку и обводит их троекратно по кругу вокруг центрального аналоя.

Это хождение по кругу символизирует вечность брачного союза. Поются молитвенные песни. После того, как венцы снимаются с жениха и невесты, над ними читается молитва, обращенная к Святой Троице.

После этого завершается таинство венчания, в конце которого благословляют жениха и невесту иконами. Священник произносит многолетие, то есть особое прошение о долгой и благословенной жизни, и говорит приличное поучение, нравственное назидание ново венчанной чете. И после этого уже родные и близкие могут поздравить ново венчанных.

Видео по теме статьи


Комментарии:

Оставить комментарий